Sign in to follow this  
Followers 0

Детские игры на развитие речи

Rate this topic:

58 posts in this topic

Posted · Report post

ВЕТЕРОК

(Развитие речевого дыхания)

Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер».

Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

СНЕЖИНКИ

(Развитие речевого дыхания )

Дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку».

Обратите внимание ребенка на то, что дуть надо ртом, округленными губами, спокойно, плавно, вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

НА НОСОЧКАХ

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте бубен или тамбурин. Объясните малышу, что он должен выполнять движения соответственно звучанию – под тихий звук идти на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте бубен и 2 картинки: на одной дети гуляют на площадке в солнечный день, а на другой – дети бегут домой от дождя. Предложите малышу слушать бубен: если он звенит – погода хорошая, поднимай картинку, где дети гуляют, а если стучит – поднимай картинку, где дети бегут от дождя. Меняйте звук бубна 3-4 раза.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте музыкальные игрушки: барабан, дудку, шарманку и т.п. Поочередно показывайте ребенку музыкальные инструменты и спрашивайте их название. Затем игрушки уберите за ширму и играйте на них, а малыш должен угадать, на чем вы играете.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

Придумайте историю с использованием имени вашего малыша. Всякий раз, когда доходите до имени, пусть ребенок сам вставит слово.

Пример: «Жил на свете маленький мальчик, которого звали ... (имя ребенка). Этот самый маленький мальчик по имени … (имя ребенка) пошел на кухню, чтобы позавтракать».

Добавляйте в рассказ новые ситуации, побуждая ребенка вставлять и другие слова: «… (имя ребенка) открыл шкаф и достал оттуда … ».

Ваша история может быть совсем простой или посложнее, длинной или короткой – в зависимости от возможностей ребенка.

Игра отлично развивает речь ребенка и его воображение.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ОПРЕДЕЛИ, ГРОМКИЙ ЗВУК ИЛИ ТИХИЙ

(Развитие слухового внимания)

Постучите, погремите, поскрипите и попросите ребенка сказать, какой звук громкий, а какой тихий. Можно помочь малышу: например, поднести палец ко рту, когда он должен определить, что звук тихий или заткнуть уши, если громкий.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК?

(Развитие слухового внимания)

Подберите несколько картинок с изображением животных и птиц или некоторых предметов (телефон, будильник, пылесос).

Подражайте звукам, которые они издают, а потом попросите ребенка найти на картинке то, что (или того, кто) издает такой звук.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЦАПЛЯ И ВОРОБЕЙ

(Развитие слухового внимания)

Подготовьте бубен, 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Покажите картинку с цаплей и объясните, что ходит она медленно, как звучит сейчас бубен. Малыш должен имитировать походку цапли под медленный стук бубна. Затем покажите воробья и скажите, что воробей скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как воробей.

Меняйте темп стука в бубен, а ребенок будет соответственно двигаться.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте колокольчик. Предложите малышу закрыть глаза и встаньте от него в стороне, звеня в колокольчик. Ребенок должен рукой указать направление, откуда доносится звон. Если он показывает правильно, похвалите его, попросите открыть глаза и покажите колокольчик. При ошибке повторите задание.

Звоните не очень громко и следите, чтобы ребенок поворачивался лицом туда, откуда льется звук.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

(Развитие слухового внимания)

Расположите на столе куклу, медведя, машинку. Малыша посадите в 2-3 метрах от вас. Объясните ребенку, что вы будете давать ему задания шепотом, поэтому он должен сидеть тихо, чтобы услышать: «Возьми куклу. Посади куклу в машину» и т.п.

Малыш должен услышать, понять и выполнить команды.

Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

УГАДАЙ, ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте бубен и два флажка. Объясните ребенку, что, когда вы громко зазвените в бубен, он должен поднять флажки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, он должен опустить флажки вниз.

Чередуйте громкое и тихое звучание не более четырех раз.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте музыкальные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и пр.). Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.

Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

(Развитие слухового внимания)

Приготовьте ширму, звонок, трещотку, бубен, барабан и т.п. спрячьтесь за ширму и поиграйте на каком-нибудь инструменте. Предложите ребенку угадать, каким предметом произведен звук.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

РАССКАЖИ МНЕ!

(Развитие связной речи)

Занимаясь какими-то домашними делами, спросите малыша о характере этих действий: «Как мы подметаем пол?», «Как мы моем чашки?». Если ребенок не отвечает или жестикулирует, подскажите ему, как надо отвечать на подобные вопросы.

Попросите ребенка рассказать о пережитом им, увиденном, услышанном. Что малыш делал на прогулке, как у него прошел день в садике и т.п.

Предложите ребенку послушать историю в картинках. Затем положите перед ним несколько картинок по порядку, а остальные – просто кучкой. Повторяя вновь свой рассказ, попросите ребенка доложить на место недостающие картинки. Затем предложите малышу рассказать историю по картинкам. Можно помогать вопросами: «Что случилось потом?».

Играя с ребенком, поощряйте его желание комментировать игровые действия.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЗАЯЦ И ЗАЙЧОНОК

(Формирование грамматического строя речи)

Приготовьте игрушки или картинки с изображениями животных и их детенышей. Перемешайте их и предложите малышу разобрать по парам: «Где заяц, а где зайчонок, где лиса, а где лисенок?».

Важно научить малыша употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

КТО ГДЕ?

(Формирование грамматического строя речи)

Расположите несколько игрушек (предметов) в разных местах (на столе, в ящике стола, за шкафом), потом начните задавать ребенку вопросы о том, где кто (что) лежит: «Где стакан?» - «На столе». – «Где ложка?» - «В столе», добиваясь, чтобы малыш употреблял в своих ответах предлоги.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ТЕРЕМОК

(Формирование грамматического строя речи)

Приготовьте картинки с изображением героев известной сказки или игрушки-персонажи. Звери по очереди «приходят» к теремку, но дверь «открывается», только если ребенок правильно согласует существительное и глагол в ответе на ваш вопрос: «Кто пришел в теремок?» - «Кошка пришл[а], ёж пришел».

Share this post


Link to post

Posted · Report post

МАГАЗИН

(Формирование грамматического строя речи)

Приготовьте много игрушек и расставьте их, как в магазине.

Предложите ребенку роль покупателя и попросите его сделать заказ на покупку. Когда ребенок попросит «продать» ему мяч, спросите: «Какой?» - «Синий» и т.д.

Игра помогает ребенку научиться согласованию существительного с прилагательным.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ГДЕ?

(Формирование грамматического строя речи)

Покажите малышу шарик. Спросите, что он видит (шарик). Покажите ему еще один шарик и опять спросите, что он видит. Скажите: «Правильно, шарики. А теперь покажи, где один шарик, а где шарики».

Вариант игры: предложите ребенку картинки с изображением предметов сложной формы множественного числа: дети, листья, рога. Покажите малышу один предмет на картинке, затем несколько и назовите их во множественном числе. Постепенно малыш освоит это.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ГОСТИ

(Формирование грамматического строя речи)

Приготовьте куклу, посуду, грибки, яблочки, зайчика, мишку. Объясните ребенку, что к кукле придут в гости зайка и мишка, надо их принять.

Накройте вместе с малышом на стол. Спрашивайте, что нужно положить на стол: вилки, ложки и т.д., добиваясь от ребенка употребления множественного числа существительных. Затем спросите, что принесли гости: «Зайка – грибы, мишка - яблоки» (прилагаются). Можно заменить эти предметы другими.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ОТГАДАЙ, КТО ЭТО?

(Расширение словарного запаса)

Приготовьте картинку, покажите ее малышу и попросите его рассказать, используя как можно больше признаков, но не называя сам предмет, что там нарисовано (про мишку: большой, мохнатый, любит мед, живет в лесу).

Потом можно загадать какой-то предмет и дать его подробное описание, а ребенок должен догадаться, о чем идет речь (рыжая, хитрая, у нее пушистый хвост, любит полакомиться курочкой). Можно помочь вопросом.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЧЕЙ?

(Расширение словарного запаса)

Выберите и приготовьте несколько предметов, чья принадлежность хорошо известна малышу. Спросите его: «Чье это платье?». И ответьте сами: «Мамино», выделив окончание.

Попросите ребенка повторить и постепенно добивайтесь самостоятельного употребления притяжательных местоимений.

Вариантом является игровое задание, в котором участвуют игрушки: «Чья эта морковка?» - «Зайкина», «Чьи это усы?» - «Мышкины», «Чья это юбочка?» - «Куклы». Тогда малыш будет осваивать притяжательные прилагательные.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

Я

(Расширение словарного запаса)

Приготовьте несколько игрушек и расположите на столе перед малышом. Задавайте вопросы и ребенку, и игрушкам (мишке, зайке, белке и т.д.). «Кто спит в берлоге? Ты?» - обращаясь к ребенку.

Малыш должен научиться отвечать: «Нет, не я. Мишка спит в берлоге». «Кто сегодня хорошо поел?» - «Я».

Когда малыш говорит о себе, он должен употреблять местоимение «я» чаще, чем свое имя.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

МОЙ – НЕ МОЙ

(Расширение словарного запаса)

Возьмите несколько предметов, одни из которых принадлежат ребенку, а другие – кому-то другому. Спросите малыша: «Чья эта пирамидка?». Добивайтесь, чтобы малыш, отвечал: «Это моя» или «Это не моя».

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ОБЪЯСНЯЛКИ

(Расширение словарного запаса)

Приготовьте несколько игрушечных или настоящих предметов, положите их перед ребенком. Взяв ложку, спросите: «Что мы делаем ложкой?» или «Чем мы едим?» (в этом случае малыш должен выбрать ложку и назвать ее, взяв в руки).

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЧТО Я ДЕЛАЮ?

(Расширение словарного запаса)

Производите какие-либо действия (плаваете, умываетесь, едите и пр.) и спрашивайте малыша: «Что я делаю?».

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЧТО ДЕЛАЕТ?

(Расширение словарного запаса)

Приготовьте картинки, на которых изображено, как кто-то что-то делает (картинки с изображением действий), и спросите ребенка: «Что он делает?». Малыш должен правильно назвать действие, то есть глагол (окончание может путать).

Например, на столе или ковре рассадите и разложите в соответствии с задуманными действиями зверюшек, кукол – по игрушкам должно быть понятно, что они делают (кукла едет, зайка спит и т.д.).

Share this post


Link to post

Posted · Report post

НЕ

(Расширение словарного запаса)

Показывайте на различные предметы и части тела и сообщайте малышу, чем они не являются (выражайте отрицание).

Например, вы показываете ребенку на нос и говорите: «Это не рот», показываете на вилку и говорите: «Это не ложка».

Потом спросите у ребенка, показав на ухо: «Это не нос?». Если он молчит, ответьте за него «Не нос!» - попросите повторить.

Не торопите ребенка.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

НЕТ

(Расширение словарного запаса)

Улучите момент, когда малыш отрицательно качает головой, и покачайте тоже, сопровождая это словом «нет».

Попросите малыша повторить это слово. Предложите ему что-либо, от чего он обязательно откажется, и потренируйте слово «нет».

Можно использовать прием с игрушками: «Кукла спит?» - «Нет». «У мышки есть рога?» - «Нет» и т.д.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0