Sign in to follow this  
Followers 0

Детские игры на развитие мышления

Rate this topic:

16 posts in this topic

Posted · Report post

АССОЦИАЦИИ

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например:

ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

СВЯЖИ СЛОВА

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Слова, к примеру, могут быть такими:

ПОЖАР ОТЕЦ ЗАВОД КИСЕЛЬ

КОРОВА СИДЕТЬ СТУЛ ОШИБКА

ВОДА ДОБРОТА и т.д.

Это упражнение поможет ребенку развивать логические связи между предметами.

Еще вы можете сказать ребенку несколько слов, объединить их по какому-нибудь признаку, а потом придумать историю, в которой были бы использованы все эти слова.

Например, связать слова:

Заяц – поляна

Цветок – солнце

Ветер – дерево и т.д.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ПОЕЗД

Подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку-вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А для этого надо придумать, чем похожи картинки.

Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой, потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление.

Затем картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом можно менять и сам набор картинок.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ЗАДОМ НАПЕРЁД

Игра на развитие гибкого, диалектического мышления. Для этой игры подбираются 10 пар изображений, например, таких: гнездо с яйцом – птичка; мальчик в постели – он же в школьной форме с портфелем; гриб маленький – гриб большой; бабушка вяжет носки – носки связаны; мальчик стриженый - мальчик обросший; женщина стирает белье – белье сушится; чистый лист бумаги перед мальчиком – на листе нарисован рисунок; мальчик едет на велосипеде – велосипед сломан; дети играют в кубики, в комнате порядок – пустая комната, игрушки разбросаны; у мальчика воздушный шар – мальчик без шара, шар в воздухе.

Взрослый объясняет ребёнку: «Я беру две картинки и рассказываю тебе историю». Берете первую пару картинок и рассказываете: «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Потом меняете картинки местами и говорите: «Теперь я кладу картинки задом наперед, а ты расскажи по ним другую историю». Правильная история: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко». Важно подчеркнуть противоположности происходящего: в одном случае птичка вылупляется из яйца, а в другом – высиживает яйцо.

Обратите внимание на то, чтобы рассказ ребёнка был действительно обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

Для этой игры нужно взять прозрачную пленку, вырезать круг и оклеить по контуру плотной бумагой. Получается волшебное зеркальце. Зеркальце можно брать с собой на прогулку. Взрослый выбирает подходящий объект, дает ребёнку зеркало и говорит, что если посмотреть в это зеркало, то можно догадаться, как изменится то, на что ты смотришь. Например, можно посмотреть на стройку и «догадаться», что она превратится в дом, снег – в ручьи, почки – в листья.

В этой игре важно не просто установить изменения, а подчеркнуть противоположные состояния предмета, явления.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

КТО КЕМ БЫЛ?

Игра, обратная предыдущей. Здесь ребёнок должен сам догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (жёлудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка (тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).

Share this post


Link to post

Posted · Report post

КТО КЕМ БУДЕТ?

В этой игре ребёнку предлагаются названия предметов и явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.

Итак, кем будет… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, ученик, больной, слабый, день, лето и т.д.

При обсуждении ответов детей важно подчеркивать, где это возможно, различные варианты ответов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

КТО БЕЗ КОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ?

Эта игра также направлена на понимание противоположностей. Для нее готовятся картинки: доктор, учитель, пожарник, водитель, продавец, строитель, художник, телемастер, плохая погода, зима, больной, ученик, пожар, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, хорошая погода, лето.

Ребёнку показывается сначала только одна картинка, например, доктор. Просят подобрать такую картинку, на которой нарисовано то, без чего доктор не может работать. В данном случае должен быть больной. Если ребёнок затрудняется, с ним можно это обсудить, задать ему некоторые вопросы:

1. Что делает доктор? (Лечит больных).

2. Кто такой больной? (Человек, который плохо себя чувствует, у которого что-нибудь болит).

3. Что делает доктор на работе? (Осматривает больных и назначает им лечение).

4. Если больных нет, что делает доктор в этот день? (Доктор может готовиться к следующему дню).

5. А если больных никогда не будет? (Доктора не будут нужны).

На основании беседы можно сделать вывод, что доктор не может работать без больных. Значит, всегда в процессе лечения есть две стороны: доктор и больной. Аналогичный вывод делается для каждой пары картинок.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый-грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛИ… МЫ

Хорошенько вымойте тетрапак из-под молочных продуктов (он очень похож на домик).

Снабдите ребенка самоклеящимися цветными листочками бумаги, и пусть он приклеивает окна, двери и вообще украшает дом.

Во время прогулки взгляните внимательно на ваш собственный дом. Обсудите с ребенком, как выглядят и для чего нужны двери, окна, труба, ступеньки и прочее.

От этой игры малыша будет не оторвать.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

БИЛЕТ НА ОДНУ ПОЕЗДКУ НА КОРОВЕ

Вырежьте прямоугольные билетики из цветной бумаги. Бумага должна быть достаточно прочной. Отлично подойдет для данной цели картон.

Спросите у ребенка, не хочет ли он прокатиться на корове. Попросите у него голубой билетик.

После того как вы получите от него нужный билет (помогите малышу, если он плохо разбирается в цветах), усадите его на колени покачайте вверх-вниз. Помычите при этом: «Му-у, му-у».

Продолжайте в том же духе: просите билетик того или иного цвета и издавайте звуки различных животных.

С малышом ограничьтесь 2-3 цветами, а ребенок постарше вполне справится с бόльшим количеством названий и цветов, и животных.

Скоро малыш будет сам сообщать вам, на ком он желает прокатиться.

Поощряйте ребенка использовать в этой игре плюшевых животных.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

СМЕШНЫЕ ГЛУПОСТИ

Вместе с малышом начните рассматривать его любимую книжку.

Задавайте ему по картинкам вопросы, которые являются неверными.

Если на картинке нарисованы пасущиеся коровы, спросите: «Это собака ест травку?».

Если на картинке медведи обнаружили Машу, спящую в их кровати, спросите: «Этого мишку зовут Машей?».

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ВЫСОКО-НИЗКО

(на развитие диалектического мышления)

Взрослый предлагает ребятам проходить через разные «ворота» – высокие или низкие. Если ведущий говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если низкие – надо наклониться.

Дети идут по кругу, и кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.

Игра может быть усложнена, в нее могут быть введены разные оттенки: очень высокий (прыгнуть вверх), очень низкий (проползти) и т.п.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ШАРИК НА ГОРКЕ

(на развитие мышления и ориентировки в пространстве)

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола.

На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребёнку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты.

Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).

Эту же задачу можно предложить более старшим детям, несколько усложнив ее. Можно на пути шарика поставить брусок, а в стороне – небольшие ворота. Пред ребёнком ставится задача расположить брусок на пути шарика так, чтобы шарик, ударившись о него, попал в ворота. Эту задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение ворот.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЕГКИЙ

(на развитие диалектического мышления)

Игра, аналогичная предыдущей. Каждому ребёнку дается пустая сумка или пакет. Детям говорят: «Каждый из вас несет сумку. Сумка может быть тяжелая и легкая. Покажите, как несут легкую сумку». Дети показывают. «Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. Так. А теперь можно играть. Вы будете как будто нести сумки, а я буду говорить, какие они у вас: тяжелые или легкие. И вы так и будете нести каждый свою сумку».

Здесь тоже можно ввести оттенки: очень тяжелая сумка (сумка ставится на пол) и очень легкая (сумка складывается).

Аналогично можно построить большое число игр: «быстро-медленно», «грустно-весело», «жарко-холодно», «светло-темно» и т.п.

Share this post


Link to post

Posted · Report post

СОРТИРОВКА ИГРУШЕК

Двухлетние дети любят свои игрушки. Чем больше вы придумываете игр, в которых участвуют их игрушки, тем больший восторг это у них вызывает.

Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой побольше игрушек.

Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в отдельную кучку».

Еще можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колесиках, игрушки-животные и т.п.).

Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно, если вы поможете малышу.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0