Sign in to follow this  
Followers 0

Как праздновать Рождество Христово

Rate this topic:

1 post in this topic

Posted · Report post

Рождество Христово - один из самых таинственных праздников. Потому что в это время

можно столкнуться с Чудом. С чудом рождения Сына Божьего. С чудом познания своего

будущего. Ведь именно в эти дни при желании можно приоткрыть завесу настоящего,

чтобы увидеть последующее. Чуть-чуть взглянуть одним глазом, чтобы знать, что ждет

впереди. Готовиться. Особенно привольно в сочельник девчонкам: существует столько

способов гадания на женихов. Можно узнать практически всю подноготную своего

суженного, за исключением паспортных данных.

Православная Церковь начинает праздновать Рождество Христово в ночь с 6-го на 7

января по новому стилю, католическая чуть ранее - 25 декабря. Вечер 6 января -

Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды.

Сочельник, или сочевник, получил название от "сочиво" - ритуального кушанья,

обязательного для этого вечера, приготавливаемого из сока миндального, макового с

медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже -

риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на

крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая "кутья", была

разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с

соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением меда

и измельченных ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растертого мака. На второй

день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай

навещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину

кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной йутьи бабкину готовили

"богатой". На поминках подавали постную поминальную кутью - коливо. Кстати, ржаную

или пшеничную соломину, стебель и колос в древности называли коливо. Отсюда,

возможно, и название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из

красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.

В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды - в память о звезде

вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная служба, а не пошедшие на

богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожиданий

звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении

Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке

уважение к обычаям и традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству

Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа.

Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам с вертепом,

звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Как правило, к ним

присоединялся скрипач. Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами, пирогами,

колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении.

Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома оскорблением для

христославов и неуважением традиций.

В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда

символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках

воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливого

брака и т. д. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время,

когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала

Коляду, из колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать

христианские.

Множество разнообразных народных примет и поверий связывали с сочельником:

вечернее небо, звезды, погода как бы предсказывали виды на урожай. К примеру, если

небо усыпано звездами - ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого

приплода домашнего скота. Если иней на деревьях - к обильным хлебам, метель - пчелы

будут роиться. Если снега возвышаются вдоль дороги-рожь будет буйно колоситься, если

же дорога выше снегов на полях - к неурожаю. Тропинки черны - к урожаю гречихи. В эту

ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора; кур не

кормили - чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки мотали - чтобы капуста

уродилась.

В южных областях России сохранился обычай зажигать костры накануне Рождества. Это

связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися у костров в

рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы и дома, "обсевали" овсом избы,

поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: "По полу теляток, под лавкою ягняток,

на лавке ребяток" - или: "Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки по всей

избе".

Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества и святок, так

шумно и весело отмечавшиеся на Руси. Рождественская елка, детские праздники с

долгожданными подарками; гаданья молодых девушек, превратившиеся в веселую забаву.

Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины.

Существовало поверье, что будущий жених будет иметь такое же имя. Крестьянские

девушки из поленьев сооружали под своей кроватью подобие колодца, а укладываясь

спать, приговаривали: "Суженый, приди по воду". Под подушку клали гребень, трижды

приговаривая; "Суженый, ряженый, приди причесать мне голову".

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, ряженые,

песни, пляски, хороводы. Наносили визиты, принимали гостей, устраивали смотрины

невест. Не только в Москве белокаменной, но и по деревням и селениям в святки

устраивались "свозы", невест - гостевания девушек у родственников, смотрины,

сватовство, помолвки.

Вернемся, однако, к праздничному столу, праздничному навечерию. Сочельник -

заключительный день Рождественского поста. В этот день Церковь предписывает строгий

пост до вечернего богослужения. У христиан принято, чтобы люди, враждующие или

просто имеющие разногласия по каким - либо делам, уладили свои отношения и

умиротворенные встретили праздник.

Сочельник - это прежде всего семейный ужин. В доме царит мир, покой и согласие,

приветливость и доброжелательность. Все горести, неудачи и печали преданы забвению.

Вся семья накрывает праздничный стол. По старинному обычаю, стол прежде посыпали

сеном - в память о вертепе и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную

скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно

должно было быть двенадцать.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0